Богослужебный словарь

Аллилуиа - (евр.) "хвалите Бога".

Аминь - (евр.) несомненно, истинно, да будет так.

Антифоны - греч. "противогласие", т.е. попеременное пение двух хоров.

"Апостол" - богослужебная книга, содержащая Деяния святых апостолов и их Послания. Читается на Литургии.

Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея -  совершается на праздничном всенощном бдении. Для освящения полагается пять круглых хлебов, в воспоминание чуда насыщения Спасителем пятью хлебами 5000 человек (Мф. 14, 13-21). Ломтики освященных хлебов, имеющие по учению Церкви целебную силу, раздаются верующим во время елеопомазания и вкушаются в храме.

Богородичен - краткое церковное песнопение в честь Божией Матери.

Богослужебные книги - книги, относящиеся к общественному богослужению (Служебник, Часослов, Октоих, Минеи месячные, Минея праздничная, Минея общая, Триодь постная, Триодь цветная, Ирмологий, Акафистник, Типикон и Обиход) и к частному богослужению (Требник, Канонник и Молитвослов), а также употребляющиеся в обоих видах богослужений (Евангелие, Апостол и Псалтирь).

Великий вход - перенесение на Литургии Святых Даров с жертвенника на престол чрез Царские врата, совершаемое во время пения Херувимской песни. Символизирует шествие Спасителя на страдания, Его смерть и погребение.

Воскресенье - еженедельный праздничный день, которым начинается богослужебная седмица. Назван так в память воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа. В церковно-богослужебных книгах называется еще неделей, т.к. в этот день не положено заниматься житейскими делами (не-деля), но следует посвящать его молитве, чтению духовной литературы и делам милосердия и благотворительности.

Всенощное бдение - богослужение, совершаемое вечером накануне воскресных дней и великих праздников и состоящее из великой вечерни, утрени и первого часа. Название службы восходит к первохристианским временам, когда совершались ночные богослужения вплоть до восхода солнца.

Входные молитвы - молитвы, читаемые священнослужителями пред Царскими вратами перед началом Литургии.

Гласы - музыкальные лады, на которых основаны песнопения Православной Церкви. Существует 8 гласов; напевы каждого из них отличаются для пения стихир, тропарей, ирмосов и прокимнов.

Догматик - песнопение в похвалу Пресвятой Богородицы, в котором содержится догматическое учение о непорочном воплощении от Нее Сына Божия, имеющего два естества - Божеское и человеческое. Поется на воскресных и праздничных службах - на вечерне, в конце стихир на "Господи воззвах".

Евхаристия - (греч. "благодарение") так называется приношение бескровной жертвы Тела и Крови Христовых, совершаемое на Литургии - пресуществление (преложение) хлеба и вина в истинное Божественное Тело и истинную Божественную Кровь и причащение ими верующих. Святая Евхаристия является очистительной и умилостивительной Жертвой Богу за всех живых и усопших православных христиан.

Ектения - (греч. "усердие, протяжение") - общее моление на церковных богослужениях, когда диакон или священник возглашает молитвенные прошения, а хор на каждое прошение поет "Господи, помилуй" или "Подай, Господи". Оканчивается ектения возгласом священника. Бывает великая, сугубая, просительная, малая ектения. Каждое молитвенное прошение ектении сопровождается крестным знамением и поясным поклоном.

Елеопомазание - начертание священником на челе верующих креста освященным елеем, совершаемое на воскресной и праздничной утрени после чтения Евангелия, во время поклонения иконе праздника. 

Заамвонная молитва - молитва, читаемая священником в конце Литургии: для ее произнесения он выходит из алтаря, спускается с амвона и оборачивается к отверстым Царским вратам.

Задостойник - так называется ирмос 9-й песни канона утрени (с припевом или без него), который поется на Литургии до отдания Пасхи или двунадесятого праздника вместо песнопения "Достойно есть". На Литургии святого Василия Великого поется богородичен "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь..."

Зачала - пронумерованные фрагменты текстов Евангелия и Апостола, на которые они разделены для пользования при совершении богослужений. Зачала ежедневных и евангельских и апостольских чтений указываются в церковных календарях.

Изобразительны - краткое богослужение, совершаемое вместо Литургии, когда по какой-либо причине ее не бывает. Оно является как бы изображением, отражением Литургии, т.к. содержит изобразительные псалмы, Блаженны, Символ веры, чтение Апостола и Евангелия. Последование изобразительных совершается еще на Литургии Преждеосвященных Даров.

Ирмос - (греч. "связь") песнопение, с которого начинается каждая песнь канона. По большей части ирмосы содержат воспоминания ветхозаветных событий, явившихся прообразами событий Нового Завета.

Каждение - действие диакона или священника в определенные моменты богослужения, состоящее в воскурении фимиама пред иконами, святынями храма и предстоящими людьми при помощи кадила. Благовонный фимиам каждения означает возносимые к Богу молитвы и благодать Святого Духа, объемлющую молящихся.

Канон - молитвословие, состоящее из девяти частей, называемых песнями, каждая из которых, в свою очередь, состоит из ирмоса (он поется на указанный глас) и нескольких тропарей, читаемых с припевами - краткими молитвенными воззваниями ("Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе" и др.).

Кафисма - (греч. "сидение") одна из 20 частей, на которые разделена Псалтирь. Каждая кафисма делится, в свою очередь, на 3 части, называемые славами. Чтение кафисм позволяется слушать сидя.

Коленопреклонение - совершение молитвы стоя на коленях. На богослужении коленопреклоненное моление находящихся в храме совершается по возгласу священника "... преклоньше колена, помолимся" и в некоторых других особых случаях. В обычное же время молиться в храме на коленях не принято.

Кондак - церковное песнопение, содержащее краткое описание праздника или жизни святого.

Крестный ход - торжественное шествие священнослужителей и верующих с крестом (запрестольным), фонарем, иконами и хоругвями, с пением церковных песнопений и колокольным звоном. Крестный ход вокруг храма совершается в пасхальную ночь и во всю Светлую седмицу после Литургии, а также в дни престольных праздников.

Лития - (греч. "усердная молитва") 1) Часть праздничной великой вечерни. Для совершения литии священнослужители исходят из алтаря в притвор, и совершается молитва, на прошения которой хор многократно поет "Господи, помилуй". 2) Краткая заупокойная служба, совершаемая обычно по окончании Литургии.

Малый вход - прохождение священнослужителей в предшествии свещеносца из алтаря через северные двери к открытым Царским вратам и вход в них. Бывает Малый вход с Евангелием (на Литургии), символизирующий явление Иисуса Христа на проповедь, и с кадилом (на вечерне).

Метание - то же, что земной поклон.

Минея - (от греч. "месяц") богослужебная книга, содержащая службы святым и праздникам по порядку месяцеслова.

Молитва святого Ефрема Сирина - читается в дни Великого поста и совершается с великими постовыми поклонами. Начинается эта молитва словами "Господи и Владыко живота моего..."

Навечерие - так называется канун (предшествующий день) праздников Рождества Христова и Богоявления. Эти дни называются еще сочельниками.

Октоих - (греч. "осьмогласник") богослужебная книга, содержащая последования служб всех дней седмицы для каждого из восьми гласов.

Осанна - (евр. "спасение") молитвенный возглас, которым встречал народ Спасителя при Его торжественном шествии в Иерусалим.

Отпуст - заключительное (от слова "отпускать") благословение народа священником, произносимое им по окончании службы. В будние дни отпуст начинается словами "Христос, истинный Бог наш...", в воскресеные - "Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш...", в праздничные дни бывают особые отпусты.

Паремии - (греч. "притча") отрывки из Священных Писаний Ветхого и Нового Заветов, произносимые на великой вечерне (главным образом, накануне праздников), имеющие смысловое отношение к празднуемому событию.

Партесное пение - хоровое пение по нотным партиям, голосам, когда каждый голос ведет свою мелодию.

Пасхальное богослужение - начинается обычно не позднее половины двенадцатого с Полунощницы, на которой уносится из храма в алтарь Плащаница, а затем, в полночь, начинается Пасхальная утреня, на которой совершается крестный ход вокруг храма с зажженными свечами, всеобщим праздничным пением и колокольным звоном. По окончании Утрени поются Пасхальные часы, а за ними служится праздничная Литургия. День празднования Пасхи вычисляется на каждый год по особым правилам, но всегда попадает в интервал от 4 апреля до 8 мая (по нов. стилю). От Пасхи до Вознесения молитвословия начинаются с чтения или пения тропаря "Христос воскресе..." (трижды).

Повечерие - богослужение, совершаемое после вечерни. Бывает великое и малое. Великое служится в соединении с праздничной утреней Рождества, Богоявления и Благовещения, а также Великим постом. Малое повечерие (по уставу - ежедневное) в настоящее время совершается только в некоторых монастырях.

Подвижные праздники - день празднования которых зависит от дня Пасхи и потому перемещается на разные календарные дни. Главные из них - Вход Господень в Иерусалим, Вознесение и Пятидесятница.

Поклон - выражает смирение и благоговение пред Богом. Бывают поклоны великие (земные) и малые (поясные). По церковному уставу, земные поклоны совершаются на богослужениях Великого поста, полагаются на Литургии при возгласе "Святая - святым!" и при выносе через Царские врата Святых Даров для причащения верующих - выходе Самого Господа. Не положены уставом земные поклоны в дни воскресные и великих праздников, в дни Светлой седмицы, также причастникам в день причащения. Малые поклоны совершаются при всех храмовых и домашних молитвословиях. На богослужении, когда священник благословляет рукой, малый поклон делается без крестного знамения.

Полиелей - (греч. "многомаслие", "многомилостие") 1) В узком значении так называется пение на праздничной утрени, после кафисм, стихов из 134-го и 135-го псалмов "Хвалите имя Господне..." В более широком значении слово "полиелей" означает часть утрени от этих псалмов до канона. 2) "Полиелеем" же называют и саму службу, на которой поется полиелей, - менее праздничную, чем всенощное бдение, и отмечаемую в современных церковных календарях жирным шрифтом (говорится, например: "Сегодня служится полиелей такому-то святому").

Полунощница - служба, совершаемая в полночь, ночью или ранним утром. Молитвословия ее содержат воспоминание о смерти, воскресении мертвых и о Втором пришествии Христовом. Служится обычно в монастырях.

Послания апостольские - писания святых апостолов в форме писем, или Посланий, и содержащие веро- и нравоучительные наставления. В Новый Завет входит 21 Послание: 1 Послание ап. Иакова, 2 Послания ап. Петра, 3 Послания ап. Иоанна, Послание ап. Иуды (все эти Послания называются соборными) и 14 Посланий ап. Павла.

Предначинательный псалом - 103 псалом, которым начинается вечерняя служба.

Причастен - псаломский стих с троекратным "аллилуиа", поемый на Литургии во время причащения священнослужителей.

Прокимен - (греч. "предлагаемый вперед") стих из псалмов, который чтец или диакон возглашает перед чтением Священного Писания - Апостола, Евангелия или паремий, - а хор вторит ему.

Проскомидия - (греч. "принесение") первая часть Литургии, на которой совершается приготовление хлеба (просфор) и вина для совершения таинства Евхаристии. Вино используется виноградное, красное, потому что своим цветом напоминает кровь, а просфоры - из квасного пшеничного теста. Всего для совершения проскомидии употребляется 5 просфор: Агничная (из которой копием вырезается Агнец), Богородичная (из нее священником вынимается одна большая частица в честь Божией Матери), девятичастная (вынимается 9 частиц в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны и святителя, чья служится Литургия), 4-я и 5-я просфоры - за живых и за усопших, из которых священник вынимает многочисленные частицы за живущих и умерших православных христиан, поминая их по запискам. В конце Литургии эти частицы опускаются в Святую Чашу, со словами: "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих". Записки на Литургию лучше подавать заранее, чтобы священник мог не торопясь помолиться и вынуть частицы за живых и усопших родственников.

"Прости!" - (греч. "стойте прямо!") - возглашение на богослужении, призывающее к духовной бодрости и вниманию.

Псалтирь - 1) Богослужебная книга, входящая в ветхозаветный канон Библии. Состоит из 151 псалма, которые разделены на 20 кафисм. 2) Древний струнный щипковый музыкальный инструмент, подобный гуслям.

"Слава, и ныне:" - сокращенное указание в богослужебных книгах, означающее, что надо читать: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь." Когда написано "Слава:", читается только "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу", а когда "И ныне:" - только "И ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Славословие великое - одна из древнейших церковных песней. Поется в конце утрени после возглашения священника "Слава Тебе, показавшему нам свет" и начинается словами Ангельской песни: "Слава в вышних Богу..."

Служебник - богослужебная книга священнослужителей, содержащая последования служб, чин литии, молитвы по причащении, месяцеслов и учительное известие.

Соборные послания - Послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды, называемые соборными потому, что писались и отправлялись всем Церквам, в отличие от Посланий апостола Павла, каждое из которых адресовалось какой-либо одной Церкви.

Степенны антифоны - песнопения, которые поются на воскресной и праздничной утрени перед чтением Евангелия. Называются так потому, что составлены по подобию песней степеней (Пс. 119-133) и говорят о стремлении души от земли к небу. Чаще других поется антифон "От юности моея...".

Стих - 1) Небольшая отделенная и пронумерованная часть текста Священных Писаний. 2) Строка из Священных Писаний, возглашаемая и поемая в различные моменты богослужения.

Стихира - (греч. "многостишие") церковное песнопение, содержащее кратко выраженное прославление праздника или святого. При пении на богослужении стихиры предваряются стихами.

Стояние Мариино - так называется утреня четверга 5-й седмицы Великого поста (служится, обычно, в среду вечером). На ней полностью прочитываются Великий покаянный канон и житие преподобной Марии Египетской.

Типикон - Устав церковный; церковно-богослужебная книга, содержащая систематические указания по совершению служб в течение года, указания о постах, трапезе и других сторонах церковной и монастырской жизни.

Титло -  значок, поставляемый в церковнославянском языке над сокращенно написанными словами.

Требник - богослужебная книга, содержащая последобания треб.

Требы - священнодействия и молитвословия, совершаемые священником по нужде (церк.-слав. "требованию") отдельных лиц. К ним относятся таинства (крещение, исповедь, причащение на дому, елеосвящение, венчание), церковные обряды (отпевание, погребение, освящение квартиры, дома, колодца, садового участка, машины и пр.) и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер.

Триодь - богослужебная книга (Постная Триодь и Цветная Триодь). Постная Триодь содержит последования служб Великого поста (начиная с приготовительных недель). Цветная Триодь - службы от Пасхи до Пятидесятницы.

"Трисвятое" - так кратко называется молитва: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас", - всегда произносимая трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.

"Трисвятое по Отче наш" - молитвословие, состоящее из нескольких молитв, соединенных в неизменной последовательности: "Трисвятое" - "Слава, и ныне:" - "Пресвятая Троице, помилуй нас..." - "Господи, помилуй" (трижды) - "Слава, и ныне:" - "Отче наш".

Тропарион - книга, содержащая тропари праздникам и святым.

Тропарь - 1) Краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой. 2) Так же называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоит канон.

Утреня - богослужение, которое по уставу положено совершать рано утром, но в настоящее время, ввиду неудобства для прихожан, в большинстве храмов совершаемое вечером, сразу за вечерней. В соединении с ней утреня образует единую вечернюю службу, накануне воскресных и больших праздничных дней, называемую всенощной.

Хвалитны стихиры - поются на утрени после канона; называются так потому, что к ним припеваются стихи из 150-го псалма, начинающиеся словом "Хвалите..." (Бога).

Херувимская песнь - песнь, которая поется на Литургии во время совершения великого входа. В переводе с церковнославянского языка означает следующее: "Мы, таинственно изображая херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо носят и прославляют Ангельские Силы".

Храмовый праздник - торжественное празднование (со всенощным бдением и литией, с водосвятным молебном и крестным ходом после Литургии) священного события или святого, в честь которого освящен главный или придельный престол храма. Называется еще престольным праздником.

Храмовый святой - святой, в честь которого освящен храм или его придел.

Царские врата - врата, находящиеся посредине иконостаса и ведущие к престолу. Называются так потому, что чрез них выносятся на Литургии Святые Дары - выходит к верующим Сам Господь, Царь Славы. В богослужении открытие Царских врат символизирует отверзение Небесного Царства. Сквозь них позволяется проходить только священнослужителям.

Царские часы - служатся в навечерие Рождества Христова и Богоявления, а также в Великую Пятницу. Это службы обычных Часов, соединенные с праздничными стихирами, с чтениями паримий, Апостола и Евангелия. "Царскими" называются потому, что в Византии и в древней Руси на этом богослужении присутствовали цари.

"Царю Небесный" - молитва Святому Духу. От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь Пасхи "Христос воскресе...", а от Вознесения до Пятидесятницы она просто опускается (не читается).

Церковнославянский язык - богослужебный язык Русской Православной Церкви. Возник в IX веке как язык благовестия Евангелия для славянских народов: при переводе Священных Писаний святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. Азбука церковнославянского языка состоит из славянских и греческих букв, многие слова, употребляемые в нем, также имеют греческое происхождение. В сравнении с современным русским языком, церковнославянский содержит и передает тончайшие оттенки духовных понятий и переживаний и потому незаменим в православном богослужении.

Цифры церковнославянские - обозначаются соответствующими буквами церковнославянского алфавита.

Часослов - богослужебная книга, предназначенная для использования на клиросе. Содержит неизменяемые молитвословия ежедневных церковных служб - утрени, полунощницы, часов, изобразительных, вечерни и повечерия.

Часы - ежедневные богослужения, приуроченные к определенному времени дня и посвященные воспоминанию страданий Спасителя. Состоят из псалмов, тропарей, кондаков и молитв. Первый Час  (первый - по древнему времяисчислению; соответствует нашим 7, 8, и 9-му часам утра) совершается сразу после утрени (в конце вечерней службы). Он посвящен воспоминанию того, что в этот час Господь был веден от Каиафы к Пилату, был оболган врагами и осужден (Мф. 27, 1-26). Третий Час (соответствует 10 и 12-му часам) служится вместе с шестым часом перед Литургией. Он посвящен воспоминанию о суде Пилата над Господом и о мучении Его в претории (Мф. 27, 27-30), а также сошествию Святого Духа на апостолов (Деян. 2. 1-4, 15). На шестом Часе (13-15 часы дня) воспоминаются шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие и крестные страдания (Мф. 27, 31-44). Девятый Час (16 - 18-й часы) посвящается воспоминанию великих предсмертных страданий и смерти Спасителя (Мф. 27, 45-52). Служится он в начале вечерней службы (9-й Час служится не во всех храмах), перед вечерней. Кроме обычных повседневных Часов существуют еще Часы великопостные, на которых добавляется чтение кафисм Псалтири, паримии, пение особых тропарей и кондаков, а также Царские часы и Часы пасхальные.

Шестопсалмие - молитвословие, состоящее из шести псалмов (3, 37, 62, 87, 102 и 142), читаемое в начале утрени. Во время чтения шестопсалмия в храме гасятся светильники и свечи, что напоминает о той ночи, когда пастухи услышали весть от Ангела о родившемся Спасителе (Лк. 2, 9-14), и располагает молящихся к самоуглубленному и внимательному слушанию чтения. 

 

 

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей