Житие святителя Николая

Св. Николай Чудотворец родился около 257 г. по Р.Х., в малоазийском городе Патаре, от благочестивых и богатых родителей Феофана и Нонны. Кроткая и богобоязненная Нонна с первым пробуждением в ребенке разума сообщила ему понятие о Боге, о добродетели, о честности, так что еще в раннем отрочестве он обнаружил полное равнодушие к праздности, забавам и развлечениям сверстников и всею душой привязался к благочестивым занятиям - молитве, чтению слова Божия, посещению храма Божия: а церковь Божию он так полюбил, что часто целые дни и ночи проводил в ней, весь погруженный в молитвенное созерцание величия Божия. Преуспевая возрастом, св. Николай преуспевал и благочестием, и настолько, что "став юношей, он только по виду был юношею, по духу же и правилам жизни вполне напоминал собою благочестивого старца".

Благочестие юноши не укрылось от глаз проницательного епископа Патарского Николая, дяди св. Николая; провидя в племяннике великого служителя Церкви, он посвятил его в сан пресвитера. Приняв священный сан, угодник Божий усугубил обычные свои подвиги молитвы, поста и покаяния, а в прохождении пастырских обязанностей в самое короткое время и настолько преуспел, что епископ, отправляясь в Палестину на поклонение Гробу Господню, не усумнился поручить ему, невзирая на молодость, временное управление обширною епархией. И ревностный пресвитер вполне оправдал надежды, с честью выполнил ответственное святительское поручение. В эти дни умерли горячо любимые престарелые родители св. Николая и оставили сыну богатое наследство. Но от колыбели нестяжательный и равнодушный к благам мира, молодой пресвитер, по завету Спасителя, все имущество роздал бедным. Вот замечательный пример благотворительности угодника от этого времени, показывающий, с какой неусыпной заботливостью пресвитер Николай следил не только за духовными, но и за материальными нуждами своих пасомых и с какою любовью и смирением помогал бедным из доставшегося ему наследства.

Один богатый житель г. Патары от разных несчастных обстоятельств совершенно разорился и впал в нищету. У него были три дочери. Привыкнув к богатству и будучи не в силах бороться с нищетою, несчастный отец решился было пожертвовать честью и невинностью своих дочерей, чтобы получить таким образом средства к существованию. Узнав об этом, св. Николай поспешил спасти его от греха и позора. Не желая быть, однако же, явным благотворителем, он ночью тайно подошел к окну хижины бедняка и бросил ему узелок с золотом. Проснувшись утром, бедный отец увидел пред собою золото и едва поверил неожиданному счастью. Дела его чрез это несколько поправились, и он выдал вскоре в супружество старшую дочь свою. Св. Николай порадовался честному поступку старца и решился устроить судьбу и второй дочери. Через несколько времени он опять ночью и также незаметно бросил в хижину бедняка второй узелок с золотом. Снова обрадованный чудесною помощью старик пал на землю и со слезами благодарил Господа, прося указать ему этого земного ангела, сохраняющего его от греховной погибели. Между тем выдал замуж и вторую свою дочь. Наконец, в одну ночь снова отворилось окно и рука неизвестного благодетеля в третий раз бросила в хижину золото. На этот раз, поняв желание тайного благодетеля - устроить дочерей его, - бедняк уже не спал ночей, поджидал его. Услышав звон золота, он бросился вслед за своим покровителем и узнал в нем милостивого пресвитера Николая. Пав на колени, счастливый отец со слезами благодарил угодника, называя его отцом несчастных, ангелом-хранителем своих дочерей, спасителем душ, близких к погибели. Угодник же Божий поднял его с земли и, повелев благодарить одного Бога, взял с него клятву никому не рассказывать об этом случае, доколе живет его благодетель.

По возвращении епископа из Палестины св. Николай, сдав епархию, и сам отправился туда же поклониться местам, освященным стопами и кровью Христа Спасителя.

Во время этого путешествия впервые открылся в нем дар чудотворений, еще при жизни снискавший угоднику славу великого чудотворца. В Палестину отправился он морем на корабле. Когда, при совершенно ясном небе и спокойной погоде, корабль приближался к берегам Египта, угодник Божий духом провидел, что скоро настанет сильная буря и предупредил об этом спутников. Действительно, скоро омрачилось небо, поднялся ветер, море всколебалось и началась жестокая буря. Мореплаватели, ежеминутно ожидая гибели и предполагая в предсказателе бедствия необыкновенного человека и святого, просили угодника помочь им своею молитвою. Посоветовав им возложить надежду на Бога и от Него одного ожидать избавления, он пал на колена и горячо-горячо молился Господу - и вдруг ветер утих, и море утихло. Бывшие на корабле со слезами радости благодарили чудотворца, но он велел благодарить "единого благого", всемогущего Бога. В то же время один матрос, спускаясь с самого верха большой мачты, оборвался, упал на палубу и убился. Дивный чудотворец, к великому изумлению присутствующих, воскресил его молитвою.

Прибыв благополучно в Палестину, угодник Божий посетил все места, освященные земною жизнью Господа и особенно горячо молился на Голгофе - месте распятия Спасителя. Палестина со своими достопамятными святынями произвела на душу св. Николая глубокое действие и так полюбилась ему, что он решил было, порвав связи с миром  и родиною, навсегда остаться здесь и в тиши молитвенного уединения провести остаток жизни. Но Господу не угодно было это, и Он повелел ему возвратиться в отечество. Покорный воле Божией, св. Николай вернулся в отечество, но, дорожа миром душевным и боясь славы людской, не пошел в родной город Патару, где у него было много родных, знакомых попечителей и где слава о чудесах во время морского плавания любимца-пресвитера уже успела распространиться и волновать сердца, а пошел туда, где никто не знал его - в Сионский монастырь, основанный дядею его епископом, и здесь - в тихой монастырской келье среди подвигов молитвы и духовного трезвения располагал довершить свои дни. Но Господу не угодно было и это, и Он уже ближе и яснее указал угоднику Свою волю и намерения относительно его. Однажды, в полночь, во время молитвы св. Николай услышал таинственный голос в келье: "Николай! Обитель - не та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод: обратись к людям, да прославится в тебе Имя Мое; войди в народный подвиг, если желаешь получить от Меня венец!" Удивленный угодник понял, что это голос Божий и что воля Божия о нем та, чтобы, оставив монастырское уединение, он шел в мир (которого так бежал) и здесь посвятил себя труднейшему служению для спасения душ человеческих. Но какому? Оставалось неясным. Предавшись в волю Божию, он оставил монастырь и отправился в Миры - главный город Ликии, где, пребывая в безвестности и усердно посещая храм Божий, ожидал дальнейших о себе указаний свыше. Промысел Божий вел смиренного угодника на высоту первосвятительской кафедры. Как раз в это время умер архиепископ Мирликийский Иоанн, и Ликийские епископы, озабоченные избранием достойного ему преемника, собрались на собор. Много добродетельных пастырей представлялось выбору их, но достойного между ними не находилось. Тогда епископы решились постом и молитвою просить указания свыше, и Господь указал им архиепископа. Во время молитвы старейшему из епископов явился таинственный муж, окруженный светом, и сказал: "Кто в эту ночь войдет в церковь на молитву первым, тот и должен быть архиепископом - имя ему: Николай!"

Обрадованный старец-святитель сообщил видение прочим епископам собора и сам стал на страже у дверей церковных. Святой же Николай, ничего об этом не зная и по обычаю своему вставши с полуночи на молитву, пошел в церковь прежде всех богомольцев. В притворе храма остановил его стражник-епископ и спросил об имени. Смиренный пресвитер, после некоторого молчания и замешательства, кротко ответил ему: "Имя мое Николай, раб святыни твоей, владыко!" Услышав имя Николая и видя кротость пришельца, епископ убедился, что он именно и указан ему в божественном видении. Взяв св. Николая за руку, он привел его на собор епископов, которые радостно встретили его, объявили ему о божественном избрании и на следующее же утро, по чину церковному, посвятили в сан архиепископа Мирликийского. Долго отказывался св. Николай от высокого сана, устрашавшего его смирение, но, уступая настояниям собора и помня бывшие откровения, согласился.

Приняв святительский сан и став во главе знаменитой Ликийской Церкви, угодник Божий сказал себе: "Теперь ты должен жить не для себя, а для других". И действительно, с этого времени святитель Христов забыв о себе, всецело отдается на служение ближним; если прежде он сторонился сообщества с суетными людьми, стремясь в святое уединение, то теперь, призванный к великому служению другим, проникается такою пламенною ревностью о благе и спасении ближних, что не хочет уже ни на минуту разлучаться с ними. Двери дома его с раннего утра и до поздней ночи открываются решительно для всех, ищущих совета, помощи, утешения, заступничества. Святитель Христов всем с любовью оказывал требуемое, являясь отец сиротам, кормильцем нищим, утешителем плачущим, заступником притесняемым и обижаемым.

В неусыпных попечениях о пастве и в неустанных подвигах милосердия проходит все время, течет вся жизнь святителя Божия. Жертвуя ближним и несчастным всеми естественными силами и средствами, угодник Божий с радостью нес им на тот же жертвенник любви и милосердия благодатный дар чудотворений. Множество чудес его помощи бедным, исцеления больных, защиты гонимых, спасения погибающим записано в житии. Изумленный широтою естественной и вышеествественной благотворительности великого святителя, справедливо заключает о нем его жизнеописатель, что "бе рука святителя простерта к требующим, яко река многоводна, текущая преизобильно струями".

Несмотря на высокий сан и почетное место, угодник Божий по-прежнему являл в себе образец кротости и смирения, а в жизни - образец воздержания: одежду носил самую простую, а пищу принимал в малом количестве, и то раз в день - вечером.

Свою дивную архипастырскую ревность о славе Божией и спасении ближних святитель Христов запечатлел мученическими страданиями. Во время святительства его в Мирах Ликийских римскими императорами Диоклитианом и Галерием было воздвигнуто жесточайшее гонение на христиан. Императоры издали указ: вынуждать христиан всеми мерами и тягчайшими пытками отрекаться от Христа, непослушных же из них казнить. И с неслыханною жестокостью исполнялся этот царский указ: в одной Никомидии в храме, куда собрались христиане для богослужения в праздник Рождества Христова, было сожжено до 20 000 христиан; в одном Египте в течение месяца было замучено до 17 000 человек. 10 лет продолжалось это ужасное гонение, и огромная римская империя была позорищем неслыханного кровопролития. В это время пастырям церкви предложено было на выбор: молчание или мучительная смерть. Но среди ужасов мук и казней угодник Божий святитель Мирликийский Николай не только не прекратил и не ослабил, а, напротив, усилил и громко возвысил слово проповеди о Христе Спасителе. С явною опасностью смерти он сам разъезжал по разным церквам Ликийской страны и рассылал всюду послания, укрепляя, увещевая, умоляя всех и каждого не губить своих душ, не отрекаться от спасительной веры, не терять венцов мученичества, а мужественно - если настанет надобность - умирать за имя Христово. И вдохновленные словом святого отца и чудотворца, малодушные укреплялись, и многие приобретали славные венцы мученические. За эту ревность бесстрашный святитель был схвачен и со множеством христиан ввержен в темницу, где долгое время терпел и голод, и жажду, и всевозможные пытки и мучения. Но и темница не заключила уст его: и здесь он немолчно проповедывал Слово Божие заключенным, утешая слабых духом и укрепляя всех на подвиги и страдания за имя Христово. С прекращением гонения при императоре Константине Великом святитель Николай, лишь чудом Божиим спасенный от смерти, вместе с другими исповедниками возвратился на прежнее место - к возлюбленной пастве Ликийской, и мирно, с прежнею ревностью и самоотвержением продолжал свое служение на благо вверенных ему душ во славу Пресвятой Троицы. Достигнув глубокой старости святитель Христов с миром перешел в вечность 6 декабря (по ст. стилю) 342 года. Весть о кончине великого святителя и чудотворца ввергла в неутешную скорбь не только Ликийскую паству, но и великое множество других христиан, хотя живших далеко, но слышавших много о добродетельной жизни святителя, о всегдашней готовности его оказать помощь страждущим и о дивных его чудесах. Святое тело его с честью погребено было в соборной Мирликийской церкви. Оно источало благовонное целебное миро, и многие больные, помазываясь им, получали исцеление.

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей