Крещение Руси. Святой равноапостольный князь Владимир

Святой равноапостольный великий князь Владимир, младший сын князя Святослава Киевского, родился в 963 году. Ему было только шесть лет, когда умерла воспитавшая его св. княгиня Ольга и отец отправил его княжить в Новгород, под опекой воеводы Добрыни, брата матери его, княгини Малуши, носившей еще скандинавское имя Малхриды. Она была христианкой, и когда вел. князь Владимир, став христианином, основал в Киеве Десятинную церковь, она пожертвовала на нее свое имение, в котором родился Владимир.

Через три года после кончины матери, св. блаженной княгини Ольги, князь Святослав был убит в сражении с печенегами. Тогда воспитатели его сыновей начали между собой войну: воевали Киев, в котором начиналось христианство, и языческий Новгород. Новгород победил, и князь Владимир стал княжить в Киеве. А два старших брата его, Ярополк и Олег, были во время войны убиты, и князь Владимир всю жизнь оплакивал их смерть.

С 17 лет он стал править самостоятельно. Первые шесть лет своего княжения он провел в походах, предводительствуя дружиной лично и объединяя Русь. При нем все славянские племена от Карпат и Немана и города Городен (Гродно) до Белоозера, Оки и Волги стали составлять одно целое - Русскую Землю и называться русскими. В благодарность за победу в Киеве поставили идолов языческих богов Перуна и Велеса и стали им приносить человеческие жертвы. В древности идолов и жертвоприношений славяне не знали, а переняли их у других языческих народов, много позднее. Но какова же была в древности вера славян? Еще в VI веке греки говорят о них: "Единого Бога признают они владыкой всего мира". Они считали Его духом и называли "Сварогом", что значит "голубое небо". Перун, Велес, Мать Сыра-Земля и другие, меньшие божества считались его детьми и назывались "Сварожичами". Верили они и в бессмертие души, и в загробную жизнь. Все это делало их предрасположенными к христианству. Несколько раз проникало оно в Русскую Землю.

В 860 году русские напали в ладьях на Константинополь, но греки погрузили в море ризу Пресвятой Богородицы. Море взволновалось, и корабли руссов были разметаны, и они отступили. После этого они прислали в Константинополь посольство просить крещения. Это было первое крещение Руси.

В том же 860 году, св. Кирилл, просветитель славян, крестил в южнорусских степях 200 семейств. Он нашел у них Евангелие и Псалтирь своего же перевода. Для обращенных в веру был послан митрополит Михаил, и князь руссов собрал народ и призвал его принять крещение. Старейшины соглашались, но потребовали чуда, а именно чтобы Евангелие было брошено в огонь и не сгорело. Евангелие было брошено, и чудо совершилось. Народ крестился. Это было второе крещение Руси. Третье было при св. княгине Ольге, к тому времени в Киеве было уже немало христиан и была церковь, св. пророка Илии. После кончины св. Ольги христианство временно заглохло, но не надолго. Настали дни св. князя Владимира.

В то время Киев был большим торговым городом. Там встречались купцы со всего мира и проповедники всех вероисповеданий. Послы Владимира, вернувшиеся из Византии, говорили ему, что, стоя в церкви, они не знали "на земле они или на небе". Расположен был Киев на "великом водном пути от варяг в греки", то есть, из Скандинавии в Грецию. И близость православной Греции сказывалась. Память о христианстве, недавно уничтоженном Святославом, была жива. По словам писателя XI века Иакова Мниха, на молодого князя Владимира влиял и пример его великой бабки, равноапостольной княгини Ольги, "мудрейшей из людей", как ее называли современники; не мог не влиять и пример матери его христианки Малуши, и, наконец, героическая смерть святых первомучеников Феодора и Иоанна.

В одной исландской саге говорится, что король Норвегии Олаф долго жил в молодости при дворе "конунга Гардарика Вольдемара" (Гардарикией, то есть, страной городов, называлась у скандинавов Русь). Когда он возмужал, то покинул его для военных подвигов, по обычаю скандинавов того времени. Но среди моря небесный голос призвал его в Византию для познания истинного Бога. Там он крестился и на обратном пути был опять у Вольдемара и убеждал его принять христианство. Исторически известно, что, вернувшись из похода христианином, король Олаф крестил свой народ. Но тем не менее князь Владимир был язычником, держался языческих обычаев и имел пять жен. Что именно привело его ко Христу, как совершилось его обращение, это остается его духовной тайной, скрытой в глубине его сердца.

Проповедник XI века митрополит Иларион в своем слове "О благодати и истине", обращаясь к покойному уже великому князю Владимиру, говорит так: "Как ты уверовал? Как вселился в тебя разум, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к небесному? Не видел ты апостола, который, придя в землю твою, преклонил сердце твое к смирению... Руководясь только твоим добрым сердцем и острым умом, ты постигнул, что Един есть Бог... Пришло к нему посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое Око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум: он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога. А особенно он всегда слышал о православной, христолюбивой и сильной вере Земли Греческой, как чтят там Единого Бога в Троице и поклоняются Ему... Слыша все это, возгорелся он духом и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю землю свою в христианство..."

О причине обращения св. Владимира ко Христу другой писатель XI века, прп. Нестор Летописец, говорит в своем житии свв. Бориса и Глеба так: "Был князь, в те годы владевший всей землей русской, именем Владимир. Был он правдив и милостив к нищим, сиротам и вдовицам, но верою язычник. Ему Бог преградил путь ("спону некую наведе") и сделал его христианином, как некогда Плакиду. Так и этому Владимиру было явление Божие, и сделало его христианином. Имя ему было дано Василий".

Память св. мученика Евстафия Плакиды, о котором говорит прп. Нестор, совершается 3 октября / 20 сентября. Он был римским воеводой и жил при императоре Тите. Он был язычником и не знал закона Христова, но имел доброе сердце и делал много добрых дел, которые повелевает делать Христос. Однажды на охоте он погнался за оленем. Олень вбежал на скалу и остановился. Остановился в изумлении и Плакида: он увидел между рогами его Распятого на Кресте Господа нашего Иисуса Христа, и услышал голос: "Зачем ты гонишь Меня, Плакида?"

Плакида упал от страха на землю и спросил: "Кто Ты, Господи, говорящий со мной?" Господь ответил ему: "Я - Иисус Христос, Которого ты, не ведая, почитаешь. Твои добрые дела и милостыни дошли до Меня, и Я восхотел спасти тебя!" Плакида взмолился: "Господи, научи меня, что мне делать?" Видение уже скрылось, но Плакида услышал голос: "Иди к христианскому священнику, и он наставит тебя ко спасению!" Плакида крестился с женой и двумя сыновьями и получил имя Евстафий. При императоре Адриане все они скончались мученически. Нетленные мощи их почивают в Риме, в церкви их имени.

Прп. Нестор Летописец указывает прямо на то, что подобное явление было и нашему святому князю Владимиру. Но подробности его остались неизвестны. Таким образом, по свидетельству писателей, живших вскоре после св. князя Владимира, причина обращения его глубоко духовна и осталась скрытой в его душе. Необыкновенно величествен и привлекателен образ его. Между тем, по воле Божией, сами внешние события вели св. князя Владимира к осуществлению его желания. Греческие императоры Константин и Василий (из Македонской династии) обратились к Владимиру с просьбой помочь им усмирить бунт воеводы Фоки. Владимир согласился, но поставил условием руку сестры их, царевны Анны, и присылку духовенства со священной утварью для крещения Руси. Императоры согласились, но, когда Владимир Фоку победил, обязательства своего не выполнили. Тогда Владимир взял Корсунь и этим заставил императоров исполнить обещание. Корсунь он вернул грекам как выкуп за невесту (древнерусское "вено").

Дружину свою он крестил и, согласно "Повести о Крещении Руси", крестился сам. Это было в 988 году. Летопись говорит, что перед крещением он ослеп и прозрел, когда вышел из купели. Но Иаков Мних (XI в.) пишет, что Владимир взял Корсунь уже будучи христианином и что крестился он в 987 году в имении своем Васильеве.

Когда князь Владимир вернулся в Киев, то пришедшие с ним православные священники, родом, очевидно, болгары (Болгария была тогда подвластна Греции), крестили киевлян при впадении речки, названной потом Крещатик, в Днепр. Они принесли с собой богослужебные книги, переведенные на славянский язык свв. равноапостольными просветителями славян Кириллом и Мефодием. С ними был митрополит Михаил (13 октября / 30 сентября). В Киеве, знавшем близко христианство, утвердилось оно быстро. На севере, в Новгороде, Ростове, Муроме, язычество держалось дольше и крепче, и много понадобилось усилий князьям и проповедникам, чтобы уничтожить его.

По мере того как Русь крестилась, идолы повсюду сокрушались. Князю Владимиру в год крещения Руси было 25 лет. Со всем пылом своей юности стал он осуществлять заветы Христовы, особенно о помощи бедным, больным и обездоленным.

Помощь эту оказывали широко. По всей Руси бедных отыскивали и снабжали всем необходимым, больных лечили. Государство в княжение св. Владимира служило народу. В те времена это было чем-то неслыханным. В древности на Руси не знали смертной казни. Она заменялась "пеней", то есть денежным штрафом. Св. Владимир утвердил этот обычай, говоря: "Боюсь греха". Обычай этот стал законом и вошел в Свод законов, составленный при сыне его великом князе Ярославе под названием "Русская Правда". Народ любил своего князя, прославлял его в своих песнях и былинах и называл "Красным Солнышком". У себя великий князь Владимир собирал старейшин народа изо всех концов Руси на совещания и устраивал для них пиры. Память об этих пирах тоже сохранилась в былинах. Он созидал новые города, как, например, Владимир Волынский, где до последнего времени существовал его дворец; Владимир в Суздальской земле и другие. Границы своих владений он укреплял против соседних языческих народов. Чтобы крепче связать Русь воедино, он посылал своих сыновей управлять отдельными городами: Ростовом, Муромом, Новгородом.

При нем влияние варягов стало ослабевать, а значение славян усиливаться. В Киеве, на месте убиения святых русских первомучеников Феодора и Иоанна, он воздвиг Десятинную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и давал на нее десятую часть своих доходов. Скончался святой равноапостольный князь Владимир 28/15 июля 1015 года в любимом своем селе Берестове и был погребен в Десятинной церкви. Часть его святых мощей хранилась в Софийском соборе.

(Жития русских святых)

 

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей