О церковном пении

Начало христианского церковного пения освящено примером Христа Спасителя, Который окончил Тайную Вечерю пением псалмов - "И, воспев, пошли на гору Елеонскую" (Мф. 26, 30).

Это пение Спасителя с учениками и есть начало всего Новозаветного богослужебного пения.

По замечанию св. Иоанна Златоуста: "Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом".

С этого времени пение, принимая определенный характер, стало неотъемлемою принадлежностью каждого молитвенного собрания первых христиан.

Иисус Христос воспел со Своими учениками без сомнения, общеизвестную мелодию псалмов.

Первоначально принявшие христианство, музыкально одаренные два народа - греки и евреи - принесли в богослужебное пение первенствующей христианской Церкви и свое духовно-музыкальное богатство.

О богослужебном пении первых двух веков христианской Церкви сохранилось очень мало сведений. Период же времени Вселенских Соборов - самый благотворный для церковного пения, когда оно получило определенное устройство, твердые начала, ясный характер и благолепие. Четвертый век - время усиленной деятельности в области церковного пения, когда благоустраивалось все чинопоследование христианской Церкви.

Пастыри Церкви разноместных и отдаленных между собою христианских общин, "движимые как бы одним духом", проявляют особенную заботу о церковном пении. Св. Василий Великий трудится и беседует о церковном пении в Кесарии Малоазийской, св. Иоанн Златоуст благоустрояет пение Церкви Константинопольской, св. Ефрем Сирин - в Сирии Палестинской, св. Афанасий Великий - в Церкви Александрийской, св. Амвросий - в Церкви Миланской.

Установленное в IV веке осмогласное пение в VIII веке было окончательно завершено во всех подробностях и теоретически, и практически величайшим песнотворцем Православной Христианской Церкви св. Иоанном Дамаскиным.

В этом виде богослужебное пение, окончательно сложившееся, утвердилось в богослужебной практике, приняв тот единообразный тип осмогласия, который соблюдается и до ныне на Православном Востоке.

Пение в Новозаветной Церкви, по примеру Спасителя и святых апостолов установлено вокальное, без сопровождения музыкальных инструментов, так как только человеческий голос способен своим тембром, эластичностью движений в отношении силы и высоты звука, выражать самые различные, глубочайшие и тончайшие движения человеческого чувства, а в соединении с текстом вокальное исполнение священных песнопений способно производить на слушателя глубокое и неотразимое впечатление.

Св. Климент Александрийский говорит: "Словом, а не древней псалтирью, трубой, тимпаном и флейтой должно чтить Бога".

"Если Бог и допустил в ветхозаветной Церкви пение, сопровождаемое игрой на музыкальных инструментах, то единственно по причине немощи и малодушия и беспечности иудеев".

Св. Иоанн Златоуст так говорит о значении церковного пения. "Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний... и желая сделать этот труд приятным и уничтожить чувство утомления, соединил с пророчеством мелодию для того, чтобы все, увлекаясь плавным течением стихов, с совершенным усердием возглашали священные песнопения. Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто так не отрешает его от земли и уз телесных, ничто так не наполняет любовью к мудрости и равнодушием к житейским делам, как пение стройное, как песнь священная, сложенная по правилу ритма... Господь установил пение псалмов, чтобы из этого мы получали и удовольствие и пользу".

Также говорит св. Василий Великий: "Для того с учением сопряжена сладость песенного сочинения, дабы через приятность слуха неприметным образом из всех словес получать полезное".

Святые отцы Церкви глубоко понимали значение богослужебного пения, поэтому ревностно заботились об его устроении. О пении церковном св. Иоанн Златоуст говорит, что оно... "является торжеством для радующихся, утешением для унывающих, ...укрощением страстей, обуздывает невоздержание, погашает несправедливость, поддерживает правду, низлагает хульные замыслы, убивает постыдные мысли, возвещает божественный закон, проповедует Бога, разъясняет веру, заграждает уста еретиков, созидает Церковь"...

Святая Церковь всегда направляла в богослужении все к просвещению ума, к согреванию чувства веры. Св. Климент Александрийский пишет, каким должно быть церковное пение: "Надо употреблять напевы скромные и целомудренные... скромные перемены голоса обуздывают дерзость".

Св. Афанасий Великий так говорит о назидательном значении церковного пения: "Господь желал, чтобы мелодия была символом духовной гармонии души, назначил петь псалмы мерно и читать их нараспев; сопровождать псалмы пением означает не заботливость о благозвучии, а знак гармонического состояния души".

Значение церковного пения заключается в том, что оно способствует живейшему участию в богослужении верующих, оно воспитывает верующих, делает их лучше, способствует глубокому усвоению нравственных, догматических и других христианских истин.

Святые Отцы, говоря о церковном пении, всегда подчеркивают качественную сторону, т.е. что пение должно быть стройное, слаженное, что оно должно доставлять удовольствие - "сладость слуху", проникающее в душу человеческую, тогда оно будет соответствовать своему высокому назначению. По мысли одного архипастыря Русской Православной Церкви - "Церковное пение есть действенная связь земли с Небом".


Н.В. Матвеев "Хоровое пение"

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей